Мои контакты

Корнева Оксана Юрьевна

Телефон: 8 905 5972791

E-mail: xe-korneva@yandex.ru

Китайская живопись 

  

В Китае расцвет классической во­дяной техники начинался в 8 веке, во время династии Тан. Многие извест­ные художники того времени служи­ли в должностях секретарей при дворцах императоров и, будучи ис­полнительными чиновниками, про­славлялись еще и талантом художни­ков-живописцев.

Художники стремились в совер­шенстве изображать окружающий их мир. Многие из них увлеченно изображали деревья со сложным сплетением корней, домашних жи­вотных, сцены из быта крестьян, рас-

писывали тушью стены и ширмы. Нередко художники иллюстрирова­ли стихи.

Хотя в древнем Китае акварели в современном понимании не су­ществовало, техника так называе­мой водяной живописи была иден­тична акварельной. Рассмотрим, на­пример, альбомный лист в стиле Чжао Чена (10—11 вв. ). На оранже­вом фоне свежо и ярко переливают­ся листья всеми оттенками зелено­го— от почти голубого до охристо­го. Они словно драгоценная оправа для белоснежных цветов. Особую прелесть и силу придает этому изоб­ражению соединение безусловной правдивости с продуманной декора­тивностью.

Акварельная живопись Китая бы­ла неразрывно связана с иероглифи­ческой каллиграфией. Изображая ла­ндшафты, растения, животных, птиц или небольшие сюжетные сцены, ху­дожники сопровождали рисунки иероглифическими надписями.

Китайская письменность начина­лась с примитивных иероглифов, обозначавших предметы, созданные людьми или природой. Постепенно они приняли форму современной письменности. Каждый знак имел свое значение и произношение.

Особенность китайских иерогли­фов родила искусство «шо», ис­пользовавшее каждый знак как спо­соб создания красоты, сочетавшее смысловую красоту письменности с изобразительной.

Примерно 2000 лет тому назад в Китае была изобретена своеобраз­ная мягкая бумага, для которой из­готавливались специальные кисти и тушь. С годами бумага совер­шенствовалась, но традиции работы на ней сохранялись. Мягкость китай­ской бумаги не позволяет делать на

ней многократные наслоения, она требует нанесения живописного пят­на сразу в полную насыщенность, а для уточнения деталей использует­ся кончик кисти или перо. Естествен­но, что такая бумага требует высоко­го мастерства владения кистью, тон­кого восприятия природы, концен­трации воли, энергии.

В настоящее время китайские ху­дожники используют бумагу и твер­дых сортов, но техническое мастер­ство многовековой водяной живопи­си сохраняется; в считанные минуты они могут запечатлеть ветку цвету­щей сливы, цветок пиона или лото­са, сидящую на ветке птицу... При этом художник находится в таком душевном состоянии, когда кисть в его руке движется будто сама со­бой.

К самим предметам создания ис­кусства у китайских акварелистов особое, бережное отношение. Они ценят, например, чистое поле белой бумаги не менее, чем сам рисунок.

Исконным материалом в искус­стве китайских художников является тушь. Большое внимание уделяется процессу ее приготовления. До сего времени в странах Европы высоко оценивается качество китайской ту­ши. Она изготовлялась в прошлом веке в виде пластинок, а в наше вре­мя— изящных небольших брикетов. Для пользования тушью отламыва­ется ее кусочек и растирается на спе­циальном камне, смачивается водой и готовый раствор помещается в спе­циальную тушечницу. Твердые бри­кеты растираются на пластинках с постепенным добавлением капелек воды.

Заслуживает особого внимания акварельная китайская тушь. Насто­ящая китайская тушь делается по древним рецептам вручную. Рецепты

 

 

отдельных фабрик и мастеров дер­жатся в секрете, однако смысл их бо­лее или менее разгадан. Основным материалом является копоть от сго­рания кунжутного масла (впрочем, говорят и о льняном, конопляном, вообще о растительном масле). Са­жу перетирают с небольшим количе­ством кожного и рыбного клея и соком неизвестных растений (воз­можно, как дезинфекторов и плас­тификаторов и антисептическими средствами вроде камфоры, бензоло­вой кислоты и других ароматических веществ). Главное же заключается в длительном растирании сажи с кле­ем. Это придает хорошей китайской туши необычайную тонкость раз­мельчения и способность ложиться с изумительной легкостью на бумагу или шелк. При этом бумажное или шелковое волокно поглощает тушь почти так же, как ткань краситель, в результате чего тушь почти не смы­вается с бумаги.

В 5 веке для китайских художни­ков были установлены шесть тради­ционных законов живописи, которы­ми они должны были руководство­ваться.

Историограф и знаток живописи 9 века Чжу Цзинсюань в своей книге оставил записи о творчестве 126 ху­дожников династии Тан. Он состоял членом императорской Академии Ханиль, куда зачисляли наиболее от­личившихся ученых. В книге даны определения сущности живописи, ки­тайских традиций художественного творчества, эстетических и нравст­венных идеалов искусства того вре­мени. Приводятся интересные дан­ные об общественном лице художни­ков в танском Китае. Он выделяет три основные категории художни­ков: «божественные» (жэнь), «утон­ченные» (мяо), «умелые» (нэн); внутри каждой категории разделяются еще три уровня — высокий, средний и низкий.

Кроме того, Чжу Цзинсюань впервые вводит категорию «раско­ванных» (и), которой суждено было занять высшую ступень в китайской иерархии художественных ценно­стей. Столь высокое положение объ­ясняется тем, что мы в данном слу­чае имеем дело с типизацией самого момента творческой свободы, со­ставляющей внутренний импульс движения символической формы. Эта категория конституировалась творческой индивидуальностью ху­дожника и отвлеченного содержания не имела, хотя, разумеется, была ос­мысленной лишь в соотнесенности с отмеченными выше «регулярны­ми» категориями.

О творчестве одного из «раско­ванных» художников, по прозвищу Ван-Тушь, работавшего водяной тех­никой, Чжу Цзинсюань рассказывает: «Он размазывал тушь ногой и тер ее руками, размашисто водил кистью или скреб ею по картине, то добива­ясь бледных оттенков, то сгущая то­на. Потом он, следуя получившимся контурам, выписывал горы и камни, облака и потоки. Его рука отклика­лась воображению так чутко, словно он слился воедино с творческой силой мироздания. Охваченный божествен­ным вдохновением, он воссоздавал на своих картинах облака и туманы и, разводя пятна туши, живописал ветер и дождь. Если всмотреться в его кар­тины, не обнаружишь ни малейших следов грязи от туши».

Другие «раскованные» художни­ки по заказам поэтов иллюстрирова­ли на свитках их стихи, изображая людей, лодки, птиц и зверей, тума­ны и волны — все то, что имело от­ношение к стихам.

 

Яндекс.Погода

Мои контакты:

Корнева Оксана Юрьевна

Телефон: 8 905 5972791

E-mail: xe-korneva@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz