Китайская живопись |
|
В Китае расцвет классической водяной техники начинался в 8 веке, во время династии Тан. Многие известные художники того времени служили в должностях секретарей при дворцах императоров и, будучи исполнительными чиновниками, прославлялись еще и талантом художников-живописцев. Художники стремились в совершенстве изображать окружающий их мир. Многие из них увлеченно изображали деревья со сложным сплетением корней, домашних животных, сцены из быта крестьян, рас- писывали тушью стены и ширмы. Нередко художники иллюстрировали стихи. Хотя в древнем Китае акварели в современном понимании не существовало, техника так называемой водяной живописи была идентична акварельной. Рассмотрим, например, альбомный лист в стиле Чжао Чена (10—11 вв. ). На оранжевом фоне свежо и ярко переливаются листья всеми оттенками зеленого— от почти голубого до охристого. Они словно драгоценная оправа для белоснежных цветов. Особую прелесть и силу придает этому изображению соединение безусловной правдивости с продуманной декоративностью. Акварельная живопись Китая была неразрывно связана с иероглифической каллиграфией. Изображая ландшафты, растения, животных, птиц или небольшие сюжетные сцены, художники сопровождали рисунки иероглифическими надписями. Китайская письменность начиналась с примитивных иероглифов, обозначавших предметы, созданные людьми или природой. Постепенно они приняли форму современной письменности. Каждый знак имел свое значение и произношение. Особенность китайских иероглифов родила искусство «шо», использовавшее каждый знак как способ создания красоты, сочетавшее смысловую красоту письменности с изобразительной. Примерно 2000 лет тому назад в Китае была изобретена своеобразная мягкая бумага, для которой изготавливались специальные кисти и тушь. С годами бумага совершенствовалась, но традиции работы на ней сохранялись. Мягкость китайской бумаги не позволяет делать на ней многократные наслоения, она требует нанесения живописного пятна сразу в полную насыщенность, а для уточнения деталей используется кончик кисти или перо. Естественно, что такая бумага требует высокого мастерства владения кистью, тонкого восприятия природы, концентрации воли, энергии. В настоящее время китайские художники используют бумагу и твердых сортов, но техническое мастерство многовековой водяной живописи сохраняется; в считанные минуты они могут запечатлеть ветку цветущей сливы, цветок пиона или лотоса, сидящую на ветке птицу... При этом художник находится в таком душевном состоянии, когда кисть в его руке движется будто сама собой. К самим предметам создания искусства у китайских акварелистов особое, бережное отношение. Они ценят, например, чистое поле белой бумаги не менее, чем сам рисунок. Исконным материалом в искусстве китайских художников является тушь. Большое внимание уделяется процессу ее приготовления. До сего времени в странах Европы высоко оценивается качество китайской туши. Она изготовлялась в прошлом веке в виде пластинок, а в наше время— изящных небольших брикетов. Для пользования тушью отламывается ее кусочек и растирается на специальном камне, смачивается водой и готовый раствор помещается в специальную тушечницу. Твердые брикеты растираются на пластинках с постепенным добавлением капелек воды. Заслуживает особого внимания акварельная китайская тушь. Настоящая китайская тушь делается по древним рецептам вручную. Рецепты
отдельных фабрик и мастеров держатся в секрете, однако смысл их более или менее разгадан. Основным материалом является копоть от сгорания кунжутного масла (впрочем, говорят и о льняном, конопляном, вообще о растительном масле). Сажу перетирают с небольшим количеством кожного и рыбного клея и соком неизвестных растений (возможно, как дезинфекторов и пластификаторов и антисептическими средствами вроде камфоры, бензоловой кислоты и других ароматических веществ). Главное же заключается в длительном растирании сажи с клеем. Это придает хорошей китайской туши необычайную тонкость размельчения и способность ложиться с изумительной легкостью на бумагу или шелк. При этом бумажное или шелковое волокно поглощает тушь почти так же, как ткань краситель, в результате чего тушь почти не смывается с бумаги. В 5 веке для китайских художников были установлены шесть традиционных законов живописи, которыми они должны были руководствоваться. Историограф и знаток живописи 9 века Чжу Цзинсюань в своей книге оставил записи о творчестве 126 художников династии Тан. Он состоял членом императорской Академии Ханиль, куда зачисляли наиболее отличившихся ученых. В книге даны определения сущности живописи, китайских традиций художественного творчества, эстетических и нравственных идеалов искусства того времени. Приводятся интересные данные об общественном лице художников в танском Китае. Он выделяет три основные категории художников: «божественные» (жэнь), «утонченные» (мяо), «умелые» (нэн); внутри каждой категории разделяются еще три уровня — высокий, средний и низкий. Кроме того, Чжу Цзинсюань впервые вводит категорию «раскованных» (и), которой суждено было занять высшую ступень в китайской иерархии художественных ценностей. Столь высокое положение объясняется тем, что мы в данном случае имеем дело с типизацией самого момента творческой свободы, составляющей внутренний импульс движения символической формы. Эта категория конституировалась творческой индивидуальностью художника и отвлеченного содержания не имела, хотя, разумеется, была осмысленной лишь в соотнесенности с отмеченными выше «регулярными» категориями. О творчестве одного из «раскованных» художников, по прозвищу Ван-Тушь, работавшего водяной техникой, Чжу Цзинсюань рассказывает: «Он размазывал тушь ногой и тер ее руками, размашисто водил кистью или скреб ею по картине, то добиваясь бледных оттенков, то сгущая тона. Потом он, следуя получившимся контурам, выписывал горы и камни, облака и потоки. Его рука откликалась воображению так чутко, словно он слился воедино с творческой силой мироздания. Охваченный божественным вдохновением, он воссоздавал на своих картинах облака и туманы и, разводя пятна туши, живописал ветер и дождь. Если всмотреться в его картины, не обнаружишь ни малейших следов грязи от туши». Другие «раскованные» художники по заказам поэтов иллюстрировали на свитках их стихи, изображая людей, лодки, птиц и зверей, туманы и волны — все то, что имело отношение к стихам.
|