Мои контакты

Корнева Оксана Юрьевна

Телефон: 8 905 5972791

E-mail: xe-korneva@yandex.ru

Английская акварель 

До середины 18 века акварель исппользовалась живописцами Англии и других стран Европы в основном в этюдах и эскизах, предваряющих большие композиции. Со второй половины столетия эта техника приобрела самостоятельное значение.Она получила широкое распростронение в пейзажной живописи. Художники оценили её возможности при передаче состояния воздушной среды, тончайших световых переходов, что так важно при изображении природы. 

В 18 веке в Англии возник пейзажный парк, отличавшийся живописными и гармоническими сочетаниями лужаек с водоёмами и разбросанными группами деревьев и кустарников.

К середине 18 века в английском пейзаже доминировала классическая школа живописи. Художники Англии проявляли интерес к природе других стран, казавшейся им более экзотической. Они путешествовали по европейскому континненту - по Франции, Италии, Швейцарии, Германии. Английская пейзажная живопись приобрела популярность не только в своей стране, но и в других странах Европы.

Произведения английских мастеров становились предметом страстного коллекционирования. Они получали заказы на акварели от местных меценатов на различные виды Англии и других стран Европы.

Особенно популярными стали акварели Т. Гейнсборо (1727 - 1788), создавшего топографические пейзажи с точной передачей различных видов местности. Для моделирования формы он использовал перо и тонкие штрихи кисти. В дальнейшем Гейнсборо, как и многие другие акварелисты того времени отошёл от топографического стиля работы, и в его работах появляются смелые обобщения и экспрессивность.  

Для достижения общего колористического состояния природы акварелисты  конца 18 века начинают использовать тонированную бумагу. Напимер, Томас Гёртин (1775 - 1802).  

Одним из пионеров английской акварельной живописи заслуженно признан Питер де Уинт (1784 - 1849). Он виртуозно работал широкими, жёсткими кистями по фактурной бумаге. Его акварели отличались чистотой цвета, в них много света и воздуха, сильных контрастов между светлыми и тёмными массами. Они жизненны и правдивы. 225 лет со дня рождения

Имя английского художника-акварелиста Де Уинта мало что скажет любителям искусства. Публикации о нем скудны, а сколь-либо серьезные исследовательские работы, посвященные его творчеству, почти отсутствуют. Начало систематического изучения искусства Де Уинта относится лишь к 1979 году, когда была организована большая выставка рисунков и акварелей художника в залах музея Фитц Уильям (Кембридж), познакомившая широкую публику с одним из наиболее элегических художников английского пейзажа.

Де Уинт родился в Стоуне, Стэфордшир, в семье врача голландского происхождения. Рисование привлекало его с детства. В 1802 году он уезжает в Лондон и поступает в
ученики к граверу Джону Рафаэлю Смиту, у которого еще не так давно молодые друзья Тернер и Гиртин раскрашивали гравюры. За годы учения Де Уинт подружился с Вильямом Хильтоном - впоследствии известным историческим живописцем. В 1810 году Де Уинт женился на его сестре, а родной город Хильтона-Линкольн, его окрестности и простые безыскусные ландшафты центральных графств Англии-стали излюбленной темой искусства художника.

Собственный стиль Де Уинта отличает любовь к сочному, глубокому цвету. В мастерской Смита Де Уинт много занимался масляной живописью, да и затем писал маслом, однако его картины не пользовались успехом. Наиболее полно способности художника проявились в акварели.

При жизни Де Уинт был постоянным участником различных выставок и пользовался определенным успехом. Первое известное нам участие художника в выставке относится к 1807 году. На следующий год Де Уинт экспонирует в галерее Ассоциации художников-акварелистов четыре акварели, в том числе работу «Вестминстер». Старый Вестминстерский дворец изображен со стороны моста, сквозь легкую дымку проступают зубчатые башни аббатства, до самого горизонта величественно катит свои воды Темза. Некоторая топографичность изображения не мешает ощутить тонко переданную атмосферу спокойствия и красоты летнего дня. Один из современных художнику критиков, назвав эти работы первоклассными, писал, что в них «точность наблюдения натуры, прекрасное владение формой, большая правда и простота цвета характеризуют стиль художника».

Около тридцати лет посвятил Де Уинт книжной иллюстрации. Наполеоновские войны явились причиной общего экономического кризиса, отразившегося и на рынке искусства- спрос на живопись и акварели упал. Де Уинт, как и его современники (Тернер, Котман, Кокс), обратился к книжной иллюстрации как одному из возможных видов заработка. Де Уинт иллюстрировал книги и альбомы, связанные в основном с историей и географией: «Живописное описание южного побережья Англии» и «Виды Темзы» Кука; «История Чешира» Джорджа Ормерода; «Альбом шотландских пейзажей» Тиллот-сона и другие.

Однако наиболее постоянным источником средств к существованию оказалась его преподавательская деятельность. Мастерская Де Уинта была в моде. Его ученики и ученицы так точно восприняли стиль своего учителя, что сегодня исследователям не всегда удается с уверенностью атрибуировать работы Де Уинта. Акварели Де Уинта очень разнообразны. Некоторые работы выполнены в широкой легкой манере с великолепно переданной атмосферой и настроением пейзажа, другие— скрупулезны и дотошны, как, например, акварель «Собор в Линкольне», где с большой тщательностью изображены сам собор, застройка переднего плана, городская площадь с зеленым базаром, фургон, запряженный лошадьми, горожане, вышедшие за покупками, лавочник, стоящий в дверях своей лавки, и т. д. Собственно фигурных зарисовок или портретов почти нет в его искусстве. Сохранился единственный карандашный автопортрет художника, однако он время от времени вводил в свои пейзажи разнообразные жанровые сценки сельской и городской жизни. Де Уинт питал особое пристрастие к речным пейзажам с подробно проработанной перспективой, в них ощутимее всего сказалось влияние голландской живописи XVn века, в частности Ф. Конинка, Рюисдаля, чьи работы он
мог видеть и копировать в домах своих учеников. Интересны в искусстве Де Уинта его «небрежные» наброски с натуры, сделанные просто так, для себя, или как «памятка» на зиму, которой он сможет воспользоваться для чего-нибудь более фундаментального. Эти акварели поэт Джон Клэр назвал «рисунками на полях, наполненными солнцем и живительным дыханием свежего воздуха, когда гармония земли, воздуха и неба образует некий счастливый союз серых и зеленых оттенков, благодаря которым плоский кусок бумаги в несколько дюймов наполняется безграничным пространством». В своих набросках и акварелях Де Уинт умел великолепно передать меняющееся настроение английской сельской местности, став одним из наиболее лиричных и поэтичных художников-пейзажистов первой половины XIX века. И хотя он не достигал тех высот, на которых пребывали его великие современники—Констебль и Тернер, однако в лучших своих работах он мало чем уступал им в своем понимании гармонии природы. «Я так люблю живопись,—часто говорил художник,—я не бываю более счастлив, чем когда наблюдаю природу. У меня великолепная профессия».
  

 

 

Шедеврами английской акварельной живописи считаются работы Джона Селла Котмана (1782 - 1842). Для него характерна техника постепенного накладывания тонких прозрачных слоёв на другие. Лист "Мост Греты. Йоркшир." - одна из лучших его работ. Краска накладывалась здесь большими массами, придавая пейзажу декоративный характер. Эти черты позволяют сравнить его работы с произведениями мастеров Дальнего Востока. Хотя изображение дано в деталях, его можно разделить на три пространственных плана, чётко различающихся в тоне. 

 

Среди акварелистов  - британцев немало маринистов. К числу выдающихся относится Р. Бонингтон (1801 - 1828). Его пейзажи написаны прозрачно и ясно. Он широко использовал контрасты тёплых и холодных цветов, взаимно уравновешенных и потому создающих впечатление колористической цельности. Его акварели отличались классической лёгкостью исполнения.
  
 

 

 
 

 

Лит.: Mayne J. Thomas Girtin. Leigh-on-Sea, 1949; Girtin T., Loshak D. The Art of Thomas Girtin. London, 1954.

А. М. Михайлов. Искусство акварели.  "Изобразительное искусство". Москва. 1995 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Погода

Мои контакты:

Корнева Оксана Юрьевна

Телефон: 8 905 5972791

E-mail: xe-korneva@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz